person
menu

Главная » Образование » Образовательные практики » Проектная, исследовательская деятельность


Исследовательская деятельность:

Исследовательская деятельность - специально организованная, целенаправленная деятельность учащегося, связанная с поиском ответа на вопрос (поиск истины), открытие, установление, обнаружение, понимание действительности. (Н.Г. Алексеев). Организация исследовательской деятельности учащихся в старшей школе может преследовать различные педагогические цели:  

  • обучение учащихся специальным предметным исследовательским навыкам,
  • развитие предметного понимания,
  • становление личностной позиции учащегося (для предметов гуманитарного цикла) и т.д.

Исследовательская деятельность всегда предметна и выстроена в соответствии с основными нормами, характерными для исследования в научной сфере. Для нее характерно наличие содержательной проблемы и определенных этапов работы, таких как изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, анализ и обобщение собранного материала, оформление собственных выводов. 

При этом степень вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность может быть различна. Например, в случае реализации группового исследовательского проекта часть учеников может выполнять только исполнительские функции и/или осуществлять только практическую часть исследования. 

В школе для старшеклассников возможно несколько вариантов организации исследовательской деятельности учащихся: учебный курс/предмет в рамках компонента учебного плана по выбору участников образовательного процесса; 

  • учебный курс/предмет в рамках компонента учебного плана по выбору участников образовательного процесса; 
  • ведении учащимися исследовательской деятельности в соответствующем клубе, кружке, научном обществе (НОУ) как на базе самой школы для старшеклассников, так и на базе кооперированного образовательного учреждения (учреждения профессионального образования, дополнительного образования, станции юных туристов и т.д.); 
  • индивидуальное самостоятельное исследование; 
  • индивидуальное или групповое исследование при консультативной поддержке педагога школы. 

Первые две формы организации исследовательской деятельности учащихся предполагают наличие образовательной программы и других элементов УМК курса. 

Результатом исследовательской деятельности учащегося в любой форме ее организации может являться продукт исследования (реферат, доклад, рефлексивный текст, исследовательская работа и т.д.). 

Публичное представление и обсуждение (защита) результатов исследовательской деятельности позволяют учащемуся получить социальный и/или профессиональный отклик на свою работу, стимулирует рефлексию учащимся своего образовательного продвижения. 

 

Проектная деятельность:

Проектная деятельность - специально организованная, целенаправленная деятельность учащегося по решению личностно-значимой деятельностной проблемы – социальной, образовательной, технической и т.д. (С.И. Краснов). 

Проектная деятельность учащегося, как правило, требует педагогического сопровождения. Такое сопровождение может быть минимальным: создание ситуации порождения замысла; организация рефлексии хода и реализации проекта или системным: например, при реализации совместного детско-взрослого проекта. Как и в случае исследовательской деятельности реализация проекта предполагает наличие итогового продукта деятельности (текста замысла проекта, рефлексивного текста, проектной разработки и т.д.) и публичных процедур его представления (защиты). 

Организация проектной деятельности учащихся в форме учебного курса компонента Учебного плана по выбору участников образовательного процесса, в рамках клуба, кружка и т.д. предполагает составления УМК.